Все, что вы должны знать о реабилитации людей с СА




Как помочь ребенку в моторном развитии?
У вашего ребенка возникают проблемы с крупной и мелкой моторикой. Специалист лечебной физкультуры (ЛФК) наблюдает вашего ребенка в области моторного развития.

Важно не пропускать этапы развития. Сначала ребёнок передвигается на животе «по-пластунски», затем на четвереньках, затем ходьба. Для достижения каждого этапа развития необходимо время.



Специалист ЛФК помогает сформировать правильный стереотип движения и развить физиологические навыки. Он предотвращает патологическую установку стоп, снимая часто встречающиеся нарушения мышечного тонуса.

По согласованию с врачом-реабилитологом можно использовать технические средства реабилитации для коррекции положения суставов, приспособления для сидения, для игр или кормления, иногда средства передвижения – ходунки (бывают заднеопорные и переднеопорные), особенно в положении стоя.
Работа с ребенком проводится в игровой форме, используются средства общения, подходящие вашему ребенку, в его темпе и в соответствии с его характером
Врач-реабилитолог
Как и при работе с любым человеком, который нуждается в физической терапии, врач-реабилитолог начинает с оценки которая предназначена для определения актуального списка двигательных навыков человека, а также его сложностей в освоении навыков и в сложностях тех навыках, которых он сейчас приобретает.



В итоге предлагаются направления реабилитации, адаптированные к каждому пациенту. При оценке также детально рассматривается состояние позвоночника и стоп.
Проведение такой оценки относительно сложно выполнить для маленького ребенка. Ее необходимо проводить за большее количество встреч и очень постепенно, избегая в это время возбуждающих игр, которые могли бы вызвать изменения мышечного тонуса, влияющего на оценку конечного результата.

Пассивное заключение включает в себя исследование:

• Особенностей, связанных с кривошеей или неправильным положением стоп.
• Гипотонии постуральной мускулатуры.
• Локализованной или общей спастичности, в частности, нижних конечностей.
• Всех элементов, которые могли быть укорочены, легко выявляемых для мышц сгебателей коленей бедер, которые могут, например, особенно в подростковом возрасте, вызвать ходьбу
с тройным сгибанием
• Возможной дисплазии, усилена гипотоническими мышцами, которая очень часто проявляется на уровне стоп. Такие пациенты, таким образом, опираются стоя и при ходьбе не на подошву ступней, а на внутреннюю их часть.
• Возможная ассиметрия справа и слева
• У подростков аномалий расположения надколенников (высокие надколенники), особенно если ходьба всегда выполняется с тройным сгибанием.
• Существования возможных сколиотических искривлений.
Осмотр ребенка в активном состоянии (при движении). В заключении принимаются во внимание:

• Все моменты, которые врач уже выявил, такие как спастичность (постоянное увеличениетонуса одной или нескольких групп мышц).
• Атаксия (нарушение равновесия и двигательной координации движений).
В оценке врач фиксирует уровень двигательной активности ребенка (совокупность движений, которые ребенок освоил в своем двигательном развитии). Они описывают активные движения на которые влияет двигательный автоматизм (постуральные и антигравитационные механизмы).
После проведения оценки, определяются направления и цели работы, которые имеют два этапа:
Пассивная работа (используется только сила тяжести, сила специалиста или возможное оборудование)

У самых маленьких это касается, в основном, лечения возможных проблем, таких как врожденная кривошея или неправильное положение стоп, которые не являются специфическими для синдрома.



У более старших основная работа – это медленное и постепенное вытягивание хорошо расслабленных мышц, если возможно с коррекцией позы в конце движения. Для того чтобы это происходило наилучшим образом, ребенок должен получать пользу от постепенных тренировок, обязательно необходимо предложить ребенку во время растяжки (не превышая 15 мин. за сеанс) мотивирующую и расслабляющую активность, адаптированную к его развитию. Такая работа продлевается во времени при необходимости придания положения тела с помощью оборудования (например, дневные/ночные ортопедические приспособления) вытягиваниe.

Активная работа
Она зависит от двигательного развития ребенка, тонус увеличивается в общем с возрастом.

Грудной ребенок
Он в целом гипотоничен. За исключением неправильных положений (см. выше), необходимости в пассивной работе нет, и специалист ЛФК, кинезитерапевт может, таким образом, посвятить весь сеанс активной работе. Он нагружает все мышцы без исключения, а одна часть сеанса посвящается советам, которые он дает родителям для повседневной жизни.
Кинезитерапевт, специалист ЛФК работают на уровнях двигательного развития ребенка, увеличивая объем работы (классически в порядке появления, скажем так, нормального развития ребенка):


часто наблюдаемые срыгивания, даже намного позже приема пищи, у детей с СА делают лежачее положение очень неприятным и непродуктивным, возможно работать над осанкой спины в сидячем положении, поддерживаемом терапевтом.Для работы в качестве опор верхних конечностей возможно использовать положение «маленький кролик», поддерживаемое твердыми подушками, или поддержку «сидя на пляже», которая также позволяет работать над расстройствами.
Возможно также делать упражнения на большом мяче, фитболе в лежачем положении, поддерживая головку младенца на вершине шара, что позволяет также работать с поворотами и ползанием, до достижения хорошего тонуса.


Маленький ребенок
Первые мышцы, которыми овладевает ребенок, – это мышцы-сгибатели, выполняющие, таким образом, важные симметричные сжатия. Кинезитерапевт, специалист ЛФК поэтому предлагает сначала работу на сгибание. Во время перехода в положение стоя система, наоборот, больше идет к общему разгибанию, и кинезитерапевт стремится к тому, чтобы сбалансировать сгибание и разгибание.
Он разрабатывает асимметричные положения, которые позволяют переходы с меньшими энергетическими затратами


(пример: положение «сидя на пляже» или «маленькая русалка» позволяет переход из сидячего положения в положение на четвереньках, положение «всадник» служит для перехода из сидячего положения в стоячее). Перемещение на четвереньках развивает быструю опору на верхние конечности, необходимую в случае падения, а также существенное укрепление нижних конечностей для приобретения навыка ходьбы. Некоторые дети, в частности, те, у которых присутствуют постоянные срыгивания, используют сидячее положение для перемещения по земле (ёрзание на ягодицах) в повседневной жизни. Переход в стоячее положение кажется, следовательно, более легким, если достигается перемещение на четвереньках, что делает эту работу полезной.




Ходьба
В положении стоя, как и при ходьбе, ребенок часто переходит в положение разгибания, которое симметрично.
Кинезитерапевт, специалист ЛФК должен, таким образом, укрепить нижние конечности, в частности, с асимметричными положениями. Главные мышцы, которые вытягиваются при ходьбе, – это большие ягодичные мышцы, четырехглавые мышцы и средние ягодичные мышцы наименьшего размера.
Большие ягодичные мышцы – это единственные мышцы, которые удлиняют бедро без воздействия на колено, они в особенности растягиваются работой в положении «с поднятыми коленями».
Четырехглавые мышцы формируются при растяжении коленей. Положение стоя важно для работы, но нужно предварительно пассивно растянуть колено и таким образом растянуть четырехглавую мышцу. Иногда интересно поместить ребенка в легкое положение неравновесия спереди, облегчая сжатие. Для повседневной жизни полезно предложить родителям трехколесный велосипед. Для четырехглавой мышцы может быть полезно крутить педали с седлом в высоком положении. Сжатия не всегда очевидные, но по меньшей мере мы имеем активную работу по растяжению коленей.




Средние ягодичные мышцы также растягиваются в положении поднятых коленей с контролем туловища, которое не должно наклоняться, и работают с чередованием опор. Эта работа также выполняется в положении стоя.
Эту работу можно продлить после приобретения навыка ходьбы в случае ортопедических нарушений. Во всех случаях кинезитерапевт, специалист ЛФК объединит атаксическую составляющую, которую пациент, имеющий диагноз СА, должен компенсировать лучшим образом.
По медицинскому предписанию может быть предложена вспомогательная система для ходьбы (тип Motilo или Dynamico) для увеличения автономии в повседневной жизни и взаимодействий, при этом стараясь не увеличивать систему растяжения. Переднеопорные ходунки полезны для определенных пациентов. Может быть комфортно использовать вспомогательные средства в форме игрушки для толкания, чем в форме медицинского аппарата, при условии устойчивости игрушки и регулировкой высоты.
Трехколесный велосипед: использование трехколесного велосипеда с фиксированной звездочкой способствует приобретению навыка кручения педалей, ступни поддерживаются педалями по меньшей мере в начале, с возможностью применения опций в зависимости от потребностей каждого пациента (поддержка для спины, палка для толкания). Кинезитерапевт выполняет необходимые испытания у поставщика оборудования перед окончательной покупкой.






Особый случай стоп
Определенное количество пациентов с СА имеют гипертонус трехглавых мышц голени (лодыжки), связанный с рассечением стоп (плосковальгусные стопы). В зависимости от ситуаций и по медицинскому назначению показано ношение шины на икре и подошве, или отформованной вставки-подставки для стоп, или ортопедической обуви.

Спорт
Спорт – это ценное дополнение к кинезитерапевтическому восстановлению, только нужно избегать асимметричных видов спорта. Можно выделить водные виды деятельности (вытяжение всех мышц туловища, координация дыхания, автономия в крупной моторике), конный спорт для удовольствия (растяжение всех мышц таза, вовлеченных в систему ходьбы, и работа над осанкой туловища), который может также рассматриваться в форме терапии - иппотерапия.

Психомоторика
Люди с синдромом Ангельмана (СА) представляют различные картины течения заболевания в зависимости от типа генетической аномалии, являющейся причиной заболевания, и тяжести симптомов эпилепсии, часто встречающейся при синдроме.

Работа над психомоторикой
Тем не менее различные осмотры сенсомоторного развития примерно десяти детей с СА систематически демонстрировали задержку моторного развития, моторную расторможенность с проблемами жестикуляции и нарушения тонико-эмоциональной регуляции. Как правило, наблюдается значительное нарушение в обработке сенсорной информации, особенно в тактильной области, что приводит к дезорганизации на тонико-моторном уровне, и в способностях взаимодействия ребенка с окружающими.
Эти различные аспекты находятся в центре работы над психомоторными навыками, которую необходимо начать как можно раньше. Цель состоит в том, чтобы позволить детям с СА чувствовать свое тело, получать удовольствие от собственных действий, от экспериментов, от изучения. Работа над проприорецепцией должна помочь представить положение частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве. Психомоторная практика — это часть комплексной реабилитации ребенка, которая осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей

Сенсорномоторный метод
Важно помнить об этапах этого развития. Какие навыки у ребенка? Как эти навыки связаны между собой? Каковы точки опоры, формирование положения тела, необходимого ребенку для саморегуляции на тоническом уровне, как выполнять пространственно-ориентированные манипуляции? Как сменить позу? Передвигаться?

Сенсорно-моторный подход позволяет:
• Понять, как добиться определенного поведения с учетом индивидуального потенциала.
• Определить, чего хочет добиться этим поведением.
• Определить средства, которые позволят ребенку отказаться от такого поведения.

Развитие ребенка
Этот прогноз развития пытается объяснить наблюдаемый феномен. Он включает особенности ребенка, ресурсы среды, в которой он живет, и с течением времени “уровень и вид инструментария и субъективации”, которые возникают в результате игровой деятельности.
Его специфика состоит в том, чтобы пролить свет на доинструментальный период развития (А. Буллингер): таким образом он пытается описать, как определяются различные инструментальные функции тела (оральная деятельность, коммуникативное поведение, праксис (способность к произвольному воспроизведению поз и действий), способность контролировать мочеиспускание и дефекацию, передвижение и т.д.). В то же время ребенок открывает себя как «объект» в пространственных отношениях с другими объектами и людьми.
Считается, что развитие зависит от сенсорных потоков, которые ребенок находит в своем окружении, от физических форм, которые окружающие ему дают, от тонико-эмоциональных колебаний, центром которых является его тело. Установленное показательное поведение понимается как эффект адаптивного метода. Выявление потребностей, которые они стремятся удовлетворить, дает возможность адаптировать окружение и устройство окружающей среды, в которой предположительно сократятся проявления или их вообще не будет.