Виды реабилитации
В данном разделе перечислены существующие виды физической и ментальной реабилитации.

Хотим подчеркнуть, что нет исследований по синдрому Ангельмана, доказывающих эффективность данных методик. Здесь мы можем ссылаться лишь на многолетний опыт родителей и некоторых специалистов.

Бобат-терапия
Нейроразвивающая терапия (Neuro Developmental Treatment, NDT) оказала существенное влияние на общее развитие принципов реабилитации детей с органической патологией нервной системы в ХХ веке. Сегодня это одна из базовых концепций современной междисциплинарной реабилитологии и известна по фамилии основателей — Карела и Берты Бобат.
В наше время Бобат-терапия признана медицинским сообществом как один из наиболее эффективных подходов к реабилитационной работе с детьми, которые имеют органические поражения, пороки развития ЦНС или неврологические последствия других заболеваний.
Концепция Бобат опирается на представления о генетически детерминированном развитии нервной системы и врожденном поведении. Генетическая программа дозревания ЦНС является программой развития здорового ребенка.
При рождении ребенок наделен начальными рефлексами и неосознанными формами поведения (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые помогают ему контактировать с внешней средой и получать из нее информацию. Врожденное рефлекторное поведение существует до трехмесячного возраста. С 3-го месяца жизни поведение ребенка начинает регулировать вся полученная к этому времени сенсорная информация, формируется первый опыт.
Главным условием развития является непрерывное поступление зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных стимулов, которые должны быть правильно обработаны соответствующими анализаторами и использованы головным мозгом для упорядочения моторных реакций. При наличии повреждений в любой из функциональных систем (сенсорной, моторной, когнитивной) мозг начинает получать искаженную информацию, которая не совпадает с генетической программой развития, вследствие чего не создаются условия для физиологического развития ЦНС. Возникают приспособительные реакции, большинство из которых являются патологическими, поскольку тормозят развитие поврежденных функциональных систем, закрепляют неадекватные стереотипы поведения, приводят к вторичным осложнениям со стороны опорно-двигательного аппарата — атрофиям, контрактурам, деформациям.
Суть Бобат-терапии состоит в использовании специальных стимулов и влияний (зрительных, слуховых, тактильных, положения тела в пространстве и относительно предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и позные стереотипы. Обязательное условие — применение стимулов в определенной последовательности, которая должна совпадать с периодами физиологического развития ЦНС и моторных навыков ребенка: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, стояние, ходьба. Другими словами, необходимо повторить природные этапы развития в реабилитационном процессе.
Терапия ориентирована на потребности каждого пациента и его окружение. Это не комплекс гимнастических упражнений, а целая система специальных занятий, построенных на точном функциональном анализе способностей человека выдерживать статические и динамические нагрузки, учитывающая этапы онтогенетического развития. В проведении Бобат-терапии широко используются гимнастические мячи, валики, качели и многие другие приспособления. Однако основное внимание уделяется предметам быта.
Основной принцип Бобат-концепта — максимально задействовать поврежденную часть тела, стимулируя ее чувствительно, что способствует восстановлению связей в коре головного мозга. Главное при Бобат-терапии – регуляция мышечного тонуса и обучение физиологическим движениям.
Данный метод эффективно решает следующие проблемы:
• центральные параличи частей тела;
• нарушения равновесия и движений;
• нарушения в восприятии собственного тела;
• неконтролируемый пониженный мышечный тонус (спастика).
Начинать Бобат-терапию можно в любом возрасте ребенка: от рождения до 18 лет, но наилучшие результаты достигаются при раннем вмешательстве: до трехмесячного возраста, в период первичного сбора сенсорной информации. Не существует четких критериев включения ребенка в реабилитационный процесс по степени неврологического или когнитивного дефицита. Бобат-терапия применяется как при минимальных нарушениях, так и при грубых, инвалидизирующих патологических изменениях. Концепция Бобат может быть задействована на всех этапах оказания помощи детям с органической патологией нервной системы, в идеале — начиная с отделений патологии новорожденных.
Оборудование кабинета Бобат-терапии напоминает игровую комнату, да и сам процесс терапии для человека непосвященного выглядит как игра. Действительно, контакт с детьми младшего возраста достигается только в форме игры, но каждая игрушка в руках Бобат-терапевта несет «дозированные» стимулы, которые раскрывают генетический потенциал развития нервной системы и препятствуют формированию стойких патологических стереотипов. Терапевт четко знает, какие из спецсредств (игрушек) и каким образом предложить ребенку в тот или иной момент согласно поставленным реабилитационным целям и периодам развития нервной системы.
Процесс терапии начинается с первых минут пребывания ребенка в кабинете и переносится родителями в привычные для него домашние условия. Родители остаются главными действующими лицами процесса реабилитации и социальной адаптации больного ребенка.


Метод Фельденкрайза
Двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Это систематический подход к улучшению двигательной функции и лучшему контролю над движениями.
Метод Фельденкрайза называют также методом соматического обучения (somatic education). МФ является уникальным и революционным подходом к пониманию нашего обучения, движения и действий. Опираясь на глубокое знание биомеханики, неврологии, развития  кинезиологии, психологии, педагогики д-р М. Фельденкрайз, основатель метода, создал свой гениальный и эффективный метод сенсомоторного (соматического) преподавания и обучения педагогики. 
Метод Фельденкрайза основан на приобретении осмысленных ощущений в процессах, которые происходят при изучении новых движений. Это систематический подход к улучшению двигательной функции и лучшему контролю над движениями. Методика предполагает использование простых и спокойных движений, которые помогут восстановить осанку, гибкость, силу и координацию.
Данный метод стал инновационным подходом к преодолению боли и улучшению подвижности. При этом для развития более четких движений используется способность нервной системы к самоорганизации и саморегуляции.
Когда церебральный паралич препятствует развитию младенца, метод Фельденкрайза может помочь развитию принять настолько «нормальное» направление, насколько это возможно. При помощи данного обучающего процесса собственные биологические импульсы и силы развития ребенка освобождаются от препятствующих ограничений и одновременно получают поддержку. Целью является предотвращение или максимальное сдерживание последствий спастического паралича, который иначе повлияет на дальнейший ход развития ребенка.
Три вопроса характеризуют подход Фельденкрайза:
1) Какие предпосылки гарантируют здоровое развитие нервной системы новорожденного?
2) Какие из них оказываются разрушены в результате церебрального паралича?
3) Каковы способы создания условий для здорового развития, если нервная система была повреждена церебральным параличом?
Предпосылки
Восприятие себя (ощущение собственного тела) и восприятие силы тяжести, действующей на тело, являются обязательными факторами нормального развития ребенка. Сила тяжести — это самый первый стимул для нашей нервной системы; без него мы не можем получить опыт нормального развития. Нормальный ребенок учится регулировать мышечный тонус (напряжение мышц), необходимый для конкретного целенаправленного движения, за счет того, что чувствует влияние силы тяжести на различные части своего тела. Здоровому ребенку необходимо несколько недель до тех пор, пока он не станет достаточно знаком с этой силой, чтобы затем быть способным исследовать взаимоотношения между восприятием себя, опытом силы тяжести и движением в ее поле. Обязательное взаимодействие между этими тремя элементами может гарантировать здоровое развитие младенца.
У ребенка с церебральным параличом такое взаимодействие значительно нарушено. Это вызвано повреждением сенсорной способности нервной системы из-за разрушения нервных клеток мозга. Задетые при этом клетки мозга отвечают за регуляцию определенных нервных центров и мышц, контролируемых этими центрами. Это повреждение проявляется как увеличение мышечного тонуса в частях тела, которые не могут контролироваться мозгом. Другими словами, взаимодействие между мышцами-агонистами и антагонистами (сгибателями и разгибателями) не происходит; вместо этого они обычно работают одновременно. Действие, которое пытаются произвести при помощи напряжения агонистов, блокируется их мышцами-антагонистами, и наоборот. Такое поведение вообще типично для любой неадекватно или недостаточно развитой функции. Во всех таких случаях намерение и доступная энергия не трансформируются в движение; вместо этого силы уходят на поддержание противостояния между мышцами. Отсюда и сложность или невозможность произвести желаемое движение. При этом имеет место неверное направление энергии, а не, как это часто предполагается, недостаток или сверхизобилие энергии.
Вы можете понять, что такое неспособность адаптироваться к силе тяжести и, как следствие, неправильное направление энергии на примере человека, который не умеет плавать и поэтому беспорядочно молотит руками, если его бросили в воду: движения в абсолютно незнакомой окружающей обстановке будут столь же нескоординированными и контрпродуктивными, как и движения спастичного ребенка, пытающегося ходить.
Для того чтобы понять, как физическое развитие ребенка может быть затруднено из-за недостатка контроля вследствие спастичности, достаточно представить последствия небольшой спастичности в мышцах шеи. Если неправильный тонус мышц шеи не позволяет ребенку двигать голову в ответ на стимул из окружающей обстановки, младенец никогда не сможет найти способ переворачиваться на живот. Это пагубно скажется на развитии мышц спины, сила которых в дальнейшем необходима для ползания на более поздних стадиях развития. Если ребенок не научился ползать, он не сможет сидеть, стоять и ходить. Это лишь только физические последствия спастичности мышц шеи младенца.
Обучение, а не лечение
Обучение движению, разработанное Моше Фельденкрайзом, намеренно не указывается как метод излечения. Вместо этого данный подход позиционируется как метод обучения, и это не потому, что его применение не может устранить или облегчить физические проблемы, то есть излечивать. Что важно, так это то, что подобные результаты достигаются путем обучения. Младенец, получающий «лечение» («ученик», говоря языком метода Фельденкрайза), проходит процесс обучения на кинестетическом, телесном, уровне. Это помогает ребенку почувствовать, где нарушены его способности к решению кинестетических задач, включающие ощущение и движение. В то же время ребенок открывает для себя и изучает более эффективные способы движения, служащие для его целей гораздо лучше.
Наблюдение за ростом ребенка показывает, что развитие его функций образует определенную иерархию в строгой временной последовательности. Сначала нервная система здорового ребенка действует и реагирует недифференцированным образом с использованием всего тела. Еще нет каких-либо четко определенных функций. Другими словами, изначально ребенок может только лежать так, как его положили: на спине или на животе; он не может перевернуться в пространстве или переместить свое тело каким-либо другим образом. На этой стадии его движения нерегулярны и в них отсутствует чувство направления. Можно сказать, что во время первых месяцев жизни ребенок реагирует «как спастичный».
Новаторский аспект подхода Фельденкрайза базируется на понимании, сейчас подтвержденном научными исследованиями и практическими результатами, что новорожденный или взрослый со спастикой — это не «дефектный организм»; что его или ее не должны лечить, как это часто бывает, словно испорченную машину, которую нужно «отремонтировать» или «переделать» с помощью более или менее серьезного вмешательства в организм. В действительности ребенок со спастикой также способен к обучению корректной адаптации к силе тяжести и, таким образом, нормальному развитию, как и здоровый младенец. Новорожденный (и до определенной степени взрослый человек) обладает этой способностью благодаря тому, что огромное количество клеток мозга могут взять на себя роль тех, которые были разрушены вследствие церебрального паралича.
Чем раньше начнется такой процесс обучения у человека со спастикой, тем более быстрым и менее проблематичным он будет, потому что «патологические» или скорее неэффективные паттерны (привычки) не будут иметь времени для усвоения за счет их практики, и они не будут интегрированы в восприятие человека как единственно возможные для него. Неверные связи внутри широкой коммуникационной сети мозга и нервных клеток еще не будут созданы за счет хаотически посланных сообщений; «линии коммуникации» еще будут свободны и доступны.
При помощи умелого направления возможно мобилизовать миллионы «резервных рабочих», т.е. здоровых клеток мозга и начать использовать их для более эффективного функционирования.
Очевидно, что младенец возрастом 1-2 месяца еще не способен намеренно хватать что-либо, ползать, ходить, говорить и т.д., другими словами, выполнять все те функции, которые бы ясно показали возможные симптомы спастичности. Поэтому церебральный паралич часто распознается только в связи с запоздалым функциональным развитием, когда ребенок не может выполнять движения, которые здоровый ребенок уже может делать. Однако, как уже было отмечено, гораздо легче способствовать относительно нормальному развитию у маленьких детей, чем у детей, спастичные паттерны движений которых уже сформировались.
Более старшие дети требуют гораздо более сложного и детального восстановления запоздалых или ошибочно развитых функций. Если ребенку дать шанс восстановить его нормальную способность ощущать силу тяжести, развитие обычно пойдет по нормальному пути без посторонней помощи. Другими словами, оно будет способно пройти через все стадии само по себе, как у любого нормального ребенка, который учится переворачиваться, ползать, сидеть, ходить и разговаривать. Мой опыт в работе со спастичными детьми показывает, что техники восстановления способности нервной системы к восприятию являются одним из самых важных элементов метода Фельденкрайза. Способность к восприятию является необходимой для обучения любой функции.
Многие упражнения предназначены для выработки повседневных навыков: движения руки, умение сохранять положение стоя, сидя, подниматься, поворачиваться назад. Другие упражнения представляют собой более абстрактные движения для развития суставов, мышц, формирования осанки.
Курс, проводящийся в нашем Центре, адаптирован специально для работы с детьми. Используется потенциал (пластичность) мозга обучаться, изменяться и преодолевать ограничения в развитии. С помощью данной техники можно работать с детьми со следующими заболеваниями: ДЦП, спастичность в результате несчастных случаев, детский инсульт, болезни аутистического спектра, генетические сбои, сколиоза и различных недиагностированных задержек в развитии и многие другие отклонения в развитии детей.
Применять можно с младенческого возраста и выше для всех детей с нарушениями двигательного развития.
Противопоказания только медицинские (если лечащий врач запрещает любые двигательные занятия). Воздействие мягкое, неинвазивное, и, зная особенности ребёнка, практик может соответственно подстраивать своё взаимодействие с ребёнком.

В один день совмещать с любыми двигательными занятиями не стоит. С недвигательными можно, но должен быть перерыв не меньше часа до и после. 


Войта-терапия
Метод лечения, разработанный доктором Войта стал сегодня неотъемлемой частью современной ортопедии, неврологии и педиатрии. Невролог Вацлав Войта разработал этот вид терапии в 1950-1970 гг.  Во время работы над концепцией лечения детей с церебральным параличом он обнаружил у пациентов рефлекторное движение тела вперед (рефлекторную локомоцию). Ему удалось точно определить, какие именно стимулы в разных положениях тела вызывают бессознательную реакцию движения туловища и конечностей, прежде всего движения тела вперед. Его гипотеза о существовании врожденных моделей движения была подтверждена и продемонстрирована у здоровых новорожденных. Он пришел к выводу, что у детей с церебральным параличом существует функциональная блокада в течение развития двигательных рефлексов.
 Принцип Войта-терапии
Целью Войта-терапии вовсе не является стремление научить ребенка производить такие "обычные" действия, как хватание, вставание или ходьба. Терапия Войты посылает импульсы в мозг, которые, в свою очередь, позволяют активизировать врожденные образцы движения. Результатом будет улучшение координации движений туловища и конечностей.
 Основные блоки человеческого движения вперед
 Войта-терапия частично может восстановить основные врожденные образцы движения у пациентов с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Терапевт путем надавливания на определенные активные зоны на теле пациента, например:  в позиции на спине, на животе и на боку - активизирует два комплексных рефлекса,  причем не только у детей, но и у людей взрослых и пациентов пожилого возраста. Это рефлексы ползания и поворота. Эти двигательные комплексы включаются независимо от воли пациента.
 Эффект активизирования 
 Оба упомянутых комплекса включают в себя автоматическое удерживание баланса во время движение вперед, выпрямление тела, целенаправленные хватательные движения рук и пошаговое движение ног. Считается, что повторные вызовы этих рефлексов приводят к разблокированию существующих связей или созданию новых в заблокированной нейронной сети между головным и спинным мозгом. Результатом вызова этих кинетических комплексов является обновление функционирования мышц позвоночника, рук, ног и лица. В зависимости от типа диагноза удается достичь некоторого улучшения у непроизвольных движений. Это позволяет пациенту с двигательными нарушениями развить навык контакта и речевую функцию.
Целью рефлекторного ползания является активизирование мышц дыхательных путей и мышц брюшного пресса, мышц тазового дна, сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки, мышц, участвующих в функции глотания и жевания, глазных мышц.
Чем раньше, тем лучше!
 Войта-терапию можно применять у пациентов всех возрастов с любыми нарушениями двигательно-опорного аппарата.  Ее нельзя применять во время острых приступов заболеваний, беременности, а также по решению врача. Нужно проводить ее до 4-х раз в день. Длительность терапии может быть от 5 до 30 минут, в зависимости от возраста и степени нарушения/заболевания. Решающую роль в этой терапии играют родители, которых терапевт обучил и которые будут ее применять ежедневно в домашних условиях. Эффективность терапии зависит от интенсивности, точности и многократности ее проведения. Терапевт разрабатывает индивидуальную программу терапии, определяет ту цель, которую можно достичь с помощью определенных приемов. Длительность, интенсивность и паузы устанавливаются соответственно развитию пациентов. Врожденное движение вперед является чрезвычайно эффективным, но одновременно является необычным и очень сложным как для младенцев, так и для маленьких детей. Поэтому на активацию этих рефлексов они реагируют плачем. Постепенно плач становится менее интенсивным, а в перерывах между упражнениями и после них прекращается. Дети старшего возраста, как правило, уже не плачут.
 Другие эффекты терапии
 У скелетных мышц:
•    позвоночник сегментарно выпрямляется, разворачивается и становится более гибким,
•    улучшается функция суставов,
•    свободный поворот головы,
•    руки и ноги могут лучше выполнять свои функции и поддерживать тело.
Лицо и рот:
•    улучшаются рефлексы сосания, глотания и жевания,
•    движение глаз лучше управляется пациентом, не зависит от движения головы,
•    голос и речь усиливаются,
•    речевая функция появляется раньше, улучшается произношение.
Дыхательные функции:
•    расширяется грудная клетка,
•    увеличивается объем легких,
•    дыхание углубляется.
Восприятие окружающей среды:
•    улучшается реакция для поддержания баланса,
•    улучшается пространственная ориентация,
•    более четкое восприятие горячего/холодного, острого/тупого,
•    улучшается восприятие собственного тела,
•    осязательные функции улучшаются,
•    улучшается способность концентрации,
•    появляется гибкость.
 Психика
 Пациент становится более сбалансированным, спокойным и способен выдерживать большую эмоциональную нагрузку.
Метод доктора Войта
 Также известный как метод рефлекторной локомоции или Войта-терапия представляет собой специальный набор упражнений, применяемых для лечения физических и психических расстройств. Этот метод был открыт и разработан доктором Вацлавом Войтой, отсюда и его название. Основной принцип терапии основан на том, что в центральной нервной системе (ЦНС) человека генетически закодированы врожденные образцы движения.
Результаты исследования лечения детей с церебральным параличом в 50-е годы показали, что в теле существуют определенные точки (раздражители), которые заставляют мышцы делать определенные движения. Эти точки находятся в фасциях и на надкостнице. В дополнение к спонтанной физической активности одновременно происходит физиологическая активация диафрагмы и мышц брюшной стенки, устанавливается регулярное глубокое дыхание, происходит  коррекция частоты сердечных сокращений, положительно стимулируются нервные центры и улучшается умственная деятельность.

Теоретические основы Войта-терапии
 Метод основан на знании развития врожденных образцов движения ребенка. Развитие мобильности (моторных функций) человека обусловлено генетически, происходит автоматически и является продолжением развития плода в утробе матери.
Кинезиология развития имеет дело с развитием моторики ребенка. Она дает терапевту правила для определения идеальных моторных функций ребенка. Знание кинезиологии развития является полезным не только для реабилитации двигательных расстройств в педиатрии, но играет незаменимую роль в реабилитации  взрослых.

 Терапевтическая система доктора Войта включает в себя три модели (позиции), в которых проводится стимуляция определенных точек-раздражителей):
•    позиция в положении лежа на животе называется рефлекторным ползанием,
•    позиция на спине называется рефлекторным поворачиванием,
•    позиция на обоих коленях называется 1-й позицией.
При  помощи терапевтических моделей рефлекторного ползания, рефлекса поворота и первой позиции и надавливания на соответствующие точки (раздражители) терапевт вызывает у пациента определенную групповую работу мышц. Эти бессознательно повторяемые моторные реакции полностью идентичны подобным мышечным реакциям у здоровых детей в процессе развития до одного года.
Цель терапии состоит не в том, чтобы научить пациента ползти или поворачиваться, а в том, чтобы возобновить врожденные образцы групповой деятельности мышц, которые позволят детям хорошо стоять и ходить.

Показания у детей:
•    церебральный паралич (ЦП)
•    фиксированное асимметричное положение головы (кривошея) и корпуса
•    паралич плечевого сплетения
•    расщелина позвоночника
•    конская стопа
•    сколиоз
•    ортопедические дефекты грудной клетки
•    другие неврологические расстройства и ортопедические заболевания



 У взрослых:
•    инсульт
•    периферийные парезы
•    боли в позвоночнике
•    сколиоз
•    периартрит плеча
•    состояния после травмы спинного мозга
•    другие неврологические расстройства

Занятия в костюме "Адели"
•    Лечебный костюм (ЛК) «Адели» представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.
•    Лечебный нагрузочный костюм является одновременно мягким ортопедическим аппаратом и нагрузочным тренажёром, влияющим на многократное усиление и коррекцию проприоцептивной импульсации в кору и подкорку головного мозга, нормализующим функции повреждённых структур мозга, контролирующих моторику.
•    Как ортопедический аппарат он способствует одномоментной коррекции позы туловища и нижних конечностей, выведению суставов в максимально возможное физиологическое положение, выполняя функции эластичного фиксирующего каркаса. Влияет на устранение сколиотической установки позвоночника, гиперлордоза и кифоза, патологических сгибательных установок в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.
•    Как нагрузочный костюм он помогает гасить патологические рефлексы и позволяет дать дозированную нагрузку на необходимые мышцы, усиливая влияние лечебных гимнастических упражнений. Сближая со значительной нагрузкой суставные поверхности, нагружая или растягивая необходимые мышцы, костюм резко усиливает физиологически необходимое проприоцептивное влияние на центральную нервную систему, которая получает мощный импульс информации о приобретении правильной позы туловища и конечностей, возможности правильно стоять и ходить, делать физические упражнения (нормализация статики и кинетики). При этом подавляются и практически исчезают гиперкинезы мышц, включая гиперкинезы речевой и мимической мускулатуры лица, резко улучшая речь ребёнка.
•    Мощная проприоцептивная импульсация стимулирует ЦНС и способствует активации её деятельности во всех направлениях: от развития психо-речевых и физических функций до нормализации судорожной активности на ЭЭГ. Однако следует помнить, что при активных эпилептиформных судорогах применение костюма может вызвать их усиление, в связи с чем противопоказано.
•    Эффективность действия костюма «Адели» зависит от степени тяжести заболевания, характера, интенсивности, распространенности патологических явлений, но улучшения различной степени наблюдаются в 98 % случаев. 
•    В результате применения нагрузочного костюма результативность ЛФК и лечения в целом многократно возрастает и нужный эффект можно достигнуть в кратчайшие сроки. Дети начинают самостоятельно передвигаться на 1-2 года раньше, чем при обычном лечении.
•    Метод искусственной коррекции движений посредством многоканальной функциональной электрической стимуляции мышц в соответствии с естественной программой движений человека.
•    В процессе лечения многократно усиливается сила и функция стимулируемых мышц, что позволяет быстрее нормализовать статические и двигательные нарушения, а также выработать правильный рисунок ходьбы.
•    В ходе лечения отмечается купирование корешковых болевых синдромов, восстановление объёма движений в позвоночнике и конечностях, резко увеличиваются основные характеристики шага (длина, темп, скорость), увеличивается опорная и толчковая функция нижних конечностей (и верхних, при их лечении), возрастает электрическая активность мышц, улучшаются тазовые функции.
•    Применение метода "Адели" в реабилитации детей с ДЦП стимулирует возобновление процесса развития системы преддверия. Улучшение функционирования этой системы приводит к уменьшению гиперкинезов и уменьшению - или полному исчезновению - синергии лабиринтной системы. Результатом всех этих позитивных изменений становится нормализация мышечного тонуса. Постепенно, после прохождения пациентом очередных лечебных курсов, функции, относящиеся к области полукружных каналов и отолитическиой системы, приходят в нормальное состояние, что проявляется в уменьшении спастических реакций.
•    Противопоказания:
- возраст до 2 лет
- патология т/б суставов
- эпилепсия некупированная

Нейрокоррекция
Работа с нейропсихологом направлена на диагностику психического развития ребенка, выявление сильных и слабых сторон в его познавательном развитии, а также индивидуальных особенностей, которые могут влиять на успешность обучения.
Диагностика проводится с помощью специальных тестовых методик, наблюдения за ребенком. На основе полученных данных составляется программа коррекционно-развивающих занятий, проводится курс индивидуальных занятий.
И диагностику, и развивающие занятия детский нейропсихолог строит на основе знаний о закономерностях развития психики и нервной системы ребенка.
Обследование нейропсихолога позволяет родителям понять особенности развития их ребенка, его актуальные и потенциальные возможности.
Программа нейропсихологической коррекции подбирается индивидуально для каждого ребенка. В нее входит использование классических нейропсихологических методов с элементами телесно-ориентированной терапии и наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных областей (логопедия, дефектология, педагогика и др.). Каждое занятие содержит двигательные упражнения и познавательные игры, а также задания на развитие высших психических функций ребенка.

Логопед-дефектолог
Вмешательство логопеда для людей с синдромом Ангельмана охватывает два направления: оральность с одной стороны (жевание и глотание слюны) и коммуникацию - с другой.

У малышей с синдромом Ангельмана часто бывают трудности с кормлением и повышенным слюноотделением.
Причины этих проблем одни и те же: ребенок плохо закрывает рот из-за гипотонии, плохо различает, что у него во рту: то ли слюна, то ли пища - и плохо координирует глотательные движения. Речь идет об орально-лицевой диспраксии.
К этим трудностям могут добавиться неприятные воспоминания в области рта, если, например, ребенка пришлось кормить через зонд в неонатальный период, то рот больше не воспринимается как область открытий и удовольствия, и ребенок отказывается от какой-либо текстуры или нового вкуса.
Если у него гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ), частая проблема, ему может быть больно, когда он глотает или во время рефлюкса, поэтому появляются расстройства пищевого поведения, отказ от еды или, наоборот, увлечение едой.
Всем этим занимается логопед.


В структуру занятия включаются:
• формирование начальных речевых навыков, стимуляция речевого развития;
• задания на сенсорное развитие (восприятие цвета, звуков, тактильное восприятие);
• упражнения для развития мелкой моторики рук;
• упражнения для развития артикуляционной моторики;
• постановка и автоматизация звуков, формирование слоговой структуры слов.
Структура занятия и выбор направлений коррекционной работы подбирается индивидуально для каждого ребенка, обычно в занятие включается как массаж, так и различные задания по стимуляции речи, формированию мелкой моторики и т.д.


Логопедический массаж
Что такое логопедический массаж?
Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:
• Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация.
• Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосистой части головы.
• Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосистой части головы.
• Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, выполняется при помощи специальных инструментов — зондов.

Противопоказания. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:
• инфекционные или соматические заболевания;
• конъюнктивит;
• воспалительные процессы;
• высыпания на коже;
• герпес;
• увеличение лимфатических узлов;
• повышенное внутричерепное давление;
• стоматит или гингивит.

ABA-терапия
Что такое АВА-терапия
Прикладной анализ поведения или АВА (Applied behavior analysis)
является популярным подходом коррекции для лиц с ограниченными возможностями, особенно для детей с аутизмом.


ABA-терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.

ABA-терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, развитию имитации. Наконец, дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция (стереотипии) и ритуальность в поведении.

Цели ABA
Конкретные цели вмешательства выбираются на основе индивидуальных проблем ребёнка и его расстройства. Дети с синдромом Ангельмана часто демонстрируют такое поведение, как: отсутствие зрительного контакта, отсутствие концентрации внимания. Именно сокращения этого поведения является первым объектом вмешательства. После того как поведенческие проблемы устранены и находятся под контролем, целью вмешательства может стать улучшение коммуникации и социального взаимодействия.
В этой АВА-терапии необходимо устанавливать цели и постоянно контролировать и оценивать прогресс.

Основные принципы
Главным принципом ABA считается, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь. Для этого специалист или родитель даёт ребёнку мотиватор: вопрос или просьбу. Дожидается реакции. Если она положительная, специалист использует похвалу или фактический стимул (игрушка, конфета и т.д.). Негативную же реакцию нужно игнорировать.

На самом базовом уровне, который включает в себя:
стимул (запрос) для ребёнка,
следствие – реакция ребёнка,
«подкрепление» или «наказание» - основано на реакции ребёнка.
Подкрепление это то, чем вознаграждается ребёнок за правильный ответ, оно повышает вероятность этого ответа. Примеры возможных подкреплений для маленьких детей: похвала, улыбка, игрушка, мыльные пузыри, мультик, лакомства и т.д.
Наказание не подразумевает никакого физического насилия! Этот термин означает неодобрение и отсутствие поощрения.
Необходимо провести функциональную оценку возможных подкреплений или наказаний, чтобы определить наиболее эффективные в формировании поведения ребёнка.

Сенсорная интеграция
СХЕМА
Под сенсорной интеграцией понимают обработку информации, которую нервная система получает ото всех органов чувств.



Сделать такую же картинку

Дети с СА часто имеют искаженное сенсорное восприятие, особенно это относится к кожной чувствительности. В результате дети могут негативно реагировать на тактильную стимуляцию — негативно реагировать на любые прикосновения. Разработанные массажные щетки, массажные мячики, вибрирующая тактильная варежка а также другие приспособления могут стать важной частью «сенсорной диеты» — запланированной сенсорной стимуляции для коррекции таких проблем. Правильно используя их, можно уменьшить поиск сенсорных ощущений неприемлемым образом, а также снизить защитные реакции, связанные с прикосновениями к коже.

Сенсорные игрушки: антистрессовые игрушки, лизуны, гелевые лабиринты, игрушка «Боб», набор трубочек, мигающие мохнатые игрушки, тактильные гелевые волны, тактильный сенсорный набор, цветной кинестетический песок, жвачки для руки и т.д.

10 упражнений для сенсорной интеграции
  1. Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной и т.д.
Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов: вы можете купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.
2. «Тяжелая работа»
Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Дети могут действительно испытывать терпение родителей, и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.
В целом подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным: ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.
Совет:
Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости, и активную деятельность.
Кстати, игры с песком также очень полезны для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.
3. Игры с водой и песком
Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.
4. Вестибулярные движения
Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или, наоборот, успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложений для получения ребенком подобного опыта:
  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.
5. Ароматерапия
Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или, наоборот, очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствие ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, она зависит во многом от того, какой запах вы выберете (например, запах корицы, скорее, взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).
Совет:
Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить с собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.
6. Массажеры, вибрирующие игрушки
Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:
  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры, например, z vibes;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.
7. Щётка Wilbarger
Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами использовать её в течение дня.
Тем не менее, это один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.
8. Игры с тоннелями и палатками
И то, и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и, как всегда, главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.
  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).
9. Проприоцептивная деятельность
Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.
Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.
Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.
Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.
10. Сенсорные комнаты
В каждом реабилитационном центре, клинике, доме, детском саду в идеале должны быть сенсорные комнаты. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете и каким пространством для этого располагаете.
Вот несколько идей:
• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы
• Ароматические приспособления (диффузоры, лампы)
• Мягкие подушки и одеяла
• Пузырьковые трубы
• Кресла-мешки
• Массажные кресла и маты
• Расслабляющая музыка
• Ночники, особые светильники, лава-лампы
Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:
• Тактильные маты и мячи
• Кресла-качалки, гамаки, качели
• Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки
• Интерактивные пузырьковые трубы
• Прожекторы жидкого света
• Машины для мыльных пузырей
• Утяжеленные одеяла и игрушки
• Тактильные игрушки
• Свистки, свистульки, музыкальные инструменты
• Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты
Первоисточник http://www.sensory-processing-disorder.com/sensory-integration-activities.html


Другие виды реабилитаций
Многие семьи отмечают, что альтернативная терапия для детей и взрослых с синдромом Ангельмана положительно сказывается на их благополучии.
Приведенные ниже примеры представляют лишь некоторые из терапий, которые, по мнению родителей, являются эффективными.
Следует отметить, что нет достоверных научных доказательств, подтверждающих использование таких видов терапий.
  • Иппотерапия
    Терапия с использованием лошади. Сообщается, что осанка, мышечный тонус, координация, равновесие, сенсорное/моторное развитие, а также речевые и языковые навыки могут быть улучшены иппотерапией. Нет официальных исследований эффективности иппотерапии в AS, но есть некоторые научные доказательства того, что данный метод приносит пользу детям с церебральным параличом
  • Ароматерапия
    Многие люди с Синдромом Ангельмана наслаждаются чувственным опытом прикосновения и запаха (обоняния). Этот подход может способствовать расслаблению, совместной работе и умению слушать.
  • Рефлексология
    Рефлексология (массаж или применение давления к определенным частям ступней, которые, как полагают, имеют взаимосвязь с другими частями тела) была описана как полезный, неинвазивный подход к лечению людей с трудностями в обучении.
  • Гидротерапия, аквареабилитация
    Водные терапии были успешно применены в реабилитации людей с синдромом Ангельмана в связи с общей любовью к воде у людей с СА
  • Музыкальная терапия
    Музыкальная терапия используется для того, чтобы помочь людям, испытывающим трудности в обучении, выразить свои мысли и чувства и осмысленно общаться с другими людьми. (Также терапия БАК и Томатис.)
  • Арт-терапия 
    Успокаивает и приводит в норму эмоциональный фон.
  • Велоспорт
    Многие семьи AS считают езду на велосипеде бесценной (только под контролем специалиста).
  • Анат Баниэл
    Метод устанавливает коммуникацию с мозгом особенных малышей и пытается раскрыть потенциал, заложенный в нем.
  • Дельфинотерапия

    Игра с дельфином дает стимул в развитии познавательных процессов и психомоторной сферы. Сам принцип лечения с помощью контролируемого излучения сонара основан на ультразвуковом воздействии дельфина. Физиологический эффект терапии с помощью ультразвука отмечается существенными изменениями в биоэлектрической активности мозга.