Люди с синдромом Ангельмана проявляют способности к обучению, которые могут развиваться на протяжении всей жизни. Им необходима коррекционная педагогика, позволяющая им развивать по максимуму свои навыки.
Принимая во внимание патологию, личность каждого человека, а также окружающую среду, следует задать 3 вопроса:
• для чего и чему?• как?• когда?
Учиться для чего и чему
Для развития самостоятельности в определенных сферах повседневной жизни.
Для общения.
Для развития интеллектуальных способностей.
Для участия в общественной жизни.
Обучение чаще всего осуществляется в среднесрочной, а иногда и долгосрочной перспективе. Действительно, все трудности, связанные с синдромом и особенно с умственной отсталостью, требуют повторения и повторения еще раз для того, чтобы применять в жизни то, что выучено. Таким образом, необходимо расставить приоритеты в отношении знаний, полезных в текущей и будущей жизни. Определение получения приоритетных знаний позволяет не распыляться и конкретизировать то, над чем ребёнку нужно работать в данный момент развития. По мере взросления ребенка новые цели появляются или вписываются в продолжение старых. Вот несколько примеров:
Действия в сфере общения
• Узнать картинку • Показывать пальцем • Запоминать жесты • Просить, рассказывать, комментировать, используя средства альтернативной коммуникации (САА) • Высказать свое мнение
Действия в повседневной жизни
• Одеваться и раздеваться • Пользоваться туалетом • Самостоятельно кушать, пользоваться столовыми приборами, посудой или электробытовой техникой • Кататься на трехколесном велосипеде • Кататься на двухколесном велосипеде • Выдержать длинный путь на машине
Социальная жизнь
• Ждать своей очереди • Использовать социальные жесты (здравствуйте, спасибо ...) • Слушать устные команды • Играть в простые настольные игры с братьями и сестрами • Ходить в кино • Кушать в ресторане • Заниматься адаптивным спортом или хобби • Летать на самолете, ездить на поезде
Интеллектуальные способности
• “Читать” распорядок дня • Сортировать предметы по категориям • Собирать логические игры/пазлы • Узнавать написание своего имени • Слушать сказки • Собирать конструкторы • Соблюдать правила игры • Конструировать и составлять в уме
Как учить?
Люди с СА некоторым навыкам учатся самостоятельно, без вмешательства третьей стороны, используя свои сильные стороны: наблюдательность, отсроченное подражание и упорство. Что касается остальных знаний, проблемы и умственные возможности людей с СА не позволяют им учиться обычным способом, но они могут учиться "иначе".
Речь идет о том, чтобы дать им возможность подражать, понимать, интегрировать, запоминать и использовать то, что они узнали в обычной жизни. Таким образом, люди получают доступ к многим знаниям, если их направлять, сопровождать и поощрять. Профессионалы и семьи используют адаптированную психолого-педагогическую методику и стратегию. Для каждого из нас легче учиться, когда мы испытываем удовольствие, когда усилия соизмеримы с нашими возможностями. Успех приносит удовлетворение. Таким образом, чем обучение будет более точным, целенаправленным и адаптированным к потребностям, будет учитывать трудности и способности ребёнка, тем больше будет успеха. Обучение самостоятельности требует мотивации. Родителям легче понять мотивацию своего ребенка, сообщая о своих наблюдениях профессионалам. Некоторые технические средства облегчают обучение самостоятельности. Самостоятельность в принятии пищи может облегчить для некоторых тарелка, которая крепится к столу присоской - усилия сосредоточены на следующих задачах: наполнить ложку пищей и поднести ее ко рту, но без необходимости держать тарелку. Необходимо регулярно актуализировать навыки самообслуживания в повседневной деятельности для того, чтобы средства, применяемые родителями и членами образовательной команды, были адаптированы к стадиям развития, которые проходит человек.
В глобальном плане доступ к обучению облегчается, если:
• Определенное обучение соизмеримо с возможностями человека.
• Используются демонстрации. Дети с СА любят быть с другими, много наблюдают и могут имитировать (в основном отсроченная имитация). Опираясь на эти знания, мы будем отдавать предпочтение демонстрации и учить их конкретно, “как делать”.
• Задача, которую необходимо выполнить, повторяется в короткий срок. В качестве примера научитесь подносить ложку ко рту. Ребенок будет поощрен большинством желаемых блюд не для того, чтобы научиться есть полностью самостоятельно, а для того, чтобы только поднести ложку ко рту последние 5 сантиметров.
• Ребенка сопровождают на каждом из этапов, в разных областях, чтобы выявить и поддержать новые проявления, чтобы закрепить их и преобразовать их в навыки.
• Обычно дети легко запоминают визуально, они любят рассматривать людей, обстановку, фотографии, изображения. Развивать эту способность, научить смотреть внимательнее способствует использованию визуальных средств общения, а также позволит им научиться наблюдать, сравнивать, рассуждать.
• Акцентируйте внимание, когда у ребёнка что-то получается. Радуйтесь успеху ребенка, это побуждает его к продолжению обучения. Таким образом, повышается уверенность в себе и легче поддерживать желание что-то делать и учиться.
• Обучение осуществляется последовательно, что позволяет измерять прогресс ребенка, подростка или взрослого.
• Педагогический прогресс начинается профессионалами и поддерживается семьей.
• Ничего вокруг не должно отвлекать, раздражать, чтобы способствовать лучшему вниманию.
• Разместить ребёнка надо так, чтобы уменьшить двигательную активность.
• Материалы и игры обновляются, чтобы не допустить скуки во время обучения.
• Вводятся ритуалы, жизненные привычки, что способствует повторению текущих навыков и закреплению достигнутых.
• Новые технологии, такие как интерактивные доски, планшеты, компьютеры или смартфоны используются в качестве реального учебного пособия (программное обеспечение и приложения многочисленны, и их нужно отобрать).
• Применять то, что было изучено дома, вне дома, в ресторане и т.д., является обязательным. В качестве примера: наклеить выбранные пиктограммы на открытку, чтобы рассказать о своем отпуске, своей бабушке, а затем подписать, наклеив ярлык ее имени. Применение в повседневной жизни даёт реальный смысл учебным ситуациям.
Когда учить?
Мы учимся в любом возрасте!
Кроме того, знания, получаемые ребенком, могут быть применены им сразу, или много позже, или даже много лет спустя, что должно стимулировать нас быть упорными и решительными. Взгляд в будущее с раннего детства позволяет ориентироваться на основные знания, полезные в жизни. И потом, есть жизнь, окружающие, благоприятные случаи, встречи, которые позволяют достичь неожиданных успехов (например: научиться использовать iPod, научиться использовать новую кофеварку). Сохраняя здравый смысл и подстраиваясь под ритм каждого, мы можем представить достижимые знания. Однако иногда увеличение числа занятий может быть контрпродуктивным. Точно так же отсутствие стимулов и адекватных предложений иногда приводят к скуке, пассивности и так называемому «неадекватному» поведению. Общее состояние ребенка также следует учитывать, чтобы не требовать от него заниматься тогда, когда он устал или испытывает боль. Продолжительность сеансов также должна учитывать его способности к концентрации внимания: 30-минутное занятие, возможно, будет слишком долгим и потребует адаптации (чередование рабочих навыков, предложение перерывов). Таким образом, должна учитываться и регулярно пересматриваться в различные периоды жизни целостность сопровождения. Давайте дадим им возможность удивить нас!
Учебно-психологическая поддержка
Необычное поведение
Ваш ребенок часто находится в хорошем настроении и часто привлекает ваше внимание касанием или вокализацией. Однако у него могут быть неожиданные приступы смеха, или он быстро переходит от спокойного состояния к сильному возбуждению. Он любит общаться, но ему очень трудно строить игру и играть самостоятельно. Чтобы помочь ему регулировать свои эмоции и развиваться самостоятельно, психолог и педагог помогут вам трактовать неоправданные действия вашего ребенка и ввести в использование средства для решения этой проблемы. Во избежание неадекватного поведения необходимо уделять внимание средствам коммуникации, благоустройству окружающей среды, работе с эмоциями и стимулам, предлагаемым на протяжении всей жизни.
Другие способы обучения
Вы поддерживаете и обучаете вашего ребенка, чтобы он мог жить как можно более полноценно сейчас, а также когда он станет подростком, взрослым. Его путь будет уникальным. Если заглянуть в будущее сейчас, это позволит сфокусироваться на основных знаниях, которые пригодятся ему в жизни.
Адаптированная педагогика постепенно позволит ему легче учиться:
• Общаться по-другому, используя техники альтернативной и дополнительной коммуникации - САА или по-русски АДК.
• Как можно более независимо выполнять определенные действия повседневной жизни (есть, одеваться, участвовать в повседневных делах и т.д.).
• Соблюдать определенные социальные правила (уметь ждать, благодарить и т.д.).
• Использовать и развивать свои интеллектуальные способности в различных областях, опираясь на их сильные стороны (зрительная память, способность имитировать и т.д.). Определение приоритетных знаний (то есть имеющих смысл в жизни вашего ребенка) также поможет избежать рассеянности и уныния ребенка, родителя и профессионала в пользу положительной динамики. Трудности и умственная отсталость детей с синдромом Ангельмана не позволяют им учиться по «обычному» пути, но ребенок может учиться «по-другому». Психо-образовательные стратегии, построенные на его интересах, помогут ему и, таким образом, облегчат доступ к определенному обучению. Обучение требует времени, терпения, последовательности, повторения, но каждый успех переживается как победа ребенка, его родителей и профессионалов, которые его поддерживают. Никто не может сказать, что они могут и смогут узнать. Однако он будет продолжать учиться в подростковом и взрослом возрасте. То, чему его учили в детстве, может проявиться сразу, или намного позже, или даже через несколько лет; это должно побуждать нас быть стойкими и решительными.