Инвалидность, пособия, льготы
Как оформить инвалидность?
Улучшение жилищных условий
Законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации устанавливаются специальные правила обеспечения жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, при этом такая группа граждан имеет право получить жилплощадь вне очереди.

Законодательную базу вопроса предоставления жилищных льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов составляют:

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) – статья 17 “Обеспечение инвалидов жильём”

Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 (с изм. от 13.03.2014) "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг “

"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) - ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154) – Приложение ПЕРЕЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ.


Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий независимо от времени постановки на учет. Перечень таких заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Следует обратить внимание, что с 1 января 2018 года он утратил силу и перечень будет установлен Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Перечень заболеваний:
Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" Код заболеваний по МКБ-10
*Туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева A15, A17 - A19
*Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями F20 - F29, F30 - F33
*Эпилепсия с частыми припадками G40 - G41
*Заболевания, осложненные гангреной конечности A48.0, E10.5, E11.5, E12.5, E13.5, E14.5, I70.2, I73.1, I74.3, R02
*Гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого J85.0 - J85.2
*Тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым L10, L12.2, L12.3, L13.0, L88, L98.9
*Кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции K60.4, K60.5, K63.2, N28.8, N32.1, N82.2 - N82.4
*Урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции N32.1, N32.2, N36.0, N50.8, N82.0, N82.1

В предоставление жилищных льгот инвалиду или семьям, имеющим ребенка-инвалида, учитывается ряд условий:

Первое - заболевание инвалида либо ребенка-инвалида должно входить в этот перечень (см. Выше).

Второе - на жилплощади, где в данный момент зарегистрирован гражданин (ребенок-инвалид либо взрослый инвалид), должны быть зарегистрированы НЕ члены вашей семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники, сожители и т.д.).

Третье - проживание на территории одного субъекта не менее пяти лет.

Четвёртое - отсутствие отдельного собственного жилья у членов семьи. Каждая ситуация очень индивидуальна и рассматривается органом местного самоуправления (например, в Министерстве строительства и ЖКХ специалистом), а далее после подачи полного пакета документов по перечню специальной комиссией в течение 30 рабочих дней.

Перечень необходимых документов для постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий может меняться в зависимости от региона проживания, поскольку местные власти самостоятельно разрабатывают методику принятия граждан в очередь. Более того, именно на местный муниципалитет возлагается ответственность за решение вопросов обеспечения семей, имеющих ребенка-инвалида, социальным жильём.

Примерный перечень документов:
1. Копии документов, удостоверяющих личность всех членов семьи (все страницы паспорта).
2. Справка о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и т.д., либо в случае отсутствия у заявителя или у заявителя и членов его семьи регистрации по месту жительства – копия вступившего в законную силу судебного решения об установлении места жительства указанных лиц.
3. Документы, подтверждающие состав семьи (копия свидетельства о браке, копия свидетельства о расторжении брака, копии свидетельства о рождении всех членов семьи, копия решения соответствующего суда о признании гражданина членом семьи заявителя; в случае расторжения брака - справку о заключении брака из органов ЗАГС).
4. Копии документов, подтверждающих право собственности на жилые помещения, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае наличия таких жилых помещений у заявителя и членов его семьи).
5. Документ, подтверждающий факт установления опеки или попечительства (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство).
6. Медицинское заключение о хроническом заболевании, дающее гражданам право на получение жилых помещений.
7. Копию справки ВТЭК об инвалидности.
8. СНИЛС.

Документы предоставляются вместе с оригиналами (либо заверенные копии).

Граждане, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения для признания их в качестве нуждающихся в жилых помещениях, изменяли свое место жительства, представляют документы, указанные в пунктах 2, 4, за последние пять лет с каждого места жительства, в котором они проживали.

Орган, осуществляющий принятие на учет, кроме документов, установленных настоящей статьей, самостоятельно с согласия граждан (законных представителей недееспособных граждан) и членов их семей запрашивает и приобщает к материалам учетного дела документы органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории субъекта РФ, об отсутствии (наличии) недвижимости у данных граждан и членов их семей, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения.

Граждане (законные представители недееспособных граждан), члены их семей, не давшие согласие органу, осуществляющему принятие на учет, запрашивать документы, представляют их при подаче документов вместе с иными документами.


При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, должны учитываться:

рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида,
состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближенность к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.);
занимаемые инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, жилые помещения могут быть заменены по их желанию на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (например, с целью переселения с верхних этажей домов на нижние, приближения к месту жительства родных, близких и т. п.).


Обеспечение жилищных прав инвалидов осуществляется также через систему льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% от:

платы за наем и за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

При этом оговаривается, что указанные меры социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг предоставляются:

лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, т. е. как в государственных, муниципальных, так и в частных жилых помещениях, и не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Кроме того, дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов:

нужно обратиться в организацию, осуществляющую сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (домоуправляющие компании, коммунальные предприятия и т. п.);
основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка об инвалидности.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ1 введен механизм замены социальных льгот денежной компенсацией (так называемая «монетизация» льгот):

в соответствии с этой концепцией с 2010 г. льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации (ЕДК);
это не означает, что льготы для инвалидов перестали действовать, изменился лишь механизм их реализации; коммунальные услуги оплачиваются льготниками в 100% размере, а через органы социальной защиты на счет инвалида перечисляется компенсация в денежном размере, эквивалентном размеру его льгот.